Регистрация субъектов хозяйствования с участием нотариуса: актуальное положение дел и дальнейшие перспективы

Регистрация субъектов хозяйствования с участием нотариуса: актуальное положение дел и дальнейшие перспективы

Одним из критериев, по которым Группа Всемирного банка оценивает страны с точки зрения благоприятности условий ведения бизнеса, является порядок регистрации предприятий, который учитывает трудности, связанные с открытием бизнеса (действия, временные и финансовые затраты, которые необходимы для начала легальной деятельности). За последний год Республика Беларусь в данной категории улучшила свои показатели на 1.48% и по этому показателю занимает 29 место из 190 стран, включённых в рейтинг.* Но нам есть к чему стремиться и что совершенствовать.

В настоящее время в Республике Беларусь существует несколько способов подачи документов для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Альтернативой самостоятельному (или через представителя) обращению непосредственно в регистрирующий орган стало представление электронных документов для государственной регистрации нотариусами [абзац третий части 1 пункта 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утверждённого Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования)].

По тексту статьи под электронными документами для государственной регистрации будут пониматься электронные документы для государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Существующий порядок подачи документов для государственной регистрации лично (или через представителя), равно как и электронной государственной регистрации субъектов хозяйствования посредством использования веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – портал ЕГР) с авторизацией на данном портале с помощью ключа электронной цифровой подписи, который можно приобрести в республиканском унитарном предприятии «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и в республиканском унитарном предприятии «Национальный центр электронных услуг» не является предметом данной статьи ввиду того, что в первом случае подразумевается личное участие, значительные временные затраты, а для реализации второго требуется приобрести ключ электронной цифровой подписи. Стоимость такого приобретения превышает размеры нотариального тарифа за совершения нотариального действия.

Внедрение данного положения в отечественное законодательство должно способствовать активизации развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности. С 26 февраля 2018 года нотариусами было представлено 259 электронных документов для государственной регистрации, что составляет 31,5% от общего числа электронных документов для государственной регистрации, представленных с помощью портала ЕГР. Предлагаем рассмотреть основные преимущества данной процедуры.

Аргумент 1. Расположение и график работы

Государственная регистрация путём представления нотариусом электронных документов для государственной регистрации возможна для граждан, обратившихся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, а также учредителей создаваемого юридического лица, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования (далее – Заинтересованные лица) [подпункт 2.2 пункта 2 постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.09.2014 № 197 «О некоторых вопросах государственной регистрации субъектов хозяйствования и внесении дополнений и изменений в постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8 и от 10 марта 2009 г. № 25»].

Перечень регистрирующих органов установлен пунктом 9 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Декрет № 1), график работы и степень загруженности которых не всегда могут совпасть с временем и возможностями заявителя.

За представлением нотариусом электронных документов для государственной регистрации можно обратиться абсолютно к любому нотариусу Республики Беларусь, место расположения и график работы которого устроит заявителя. В Беларуси достаточно развитая сеть нотариальных контор и нотариальных бюро, что позволяет передать документы для государственной регистрации находясь в любом уголке страны. Существующий в настоящее время порядок организации приёма позволяет попасть на приём к нотариусу как в порядке очереди, так и по предварительной записи, в том числе в субботу и воскресенье. Вопрос экономии такого ресурса как время в современной жизни играет немаловажную роль.

Аргумент 2. Оплата нотариального тарифа

В соответствии с частью первой пункта 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З (ред. от 05.01.2016) «О нотариате и нотариальной деятельности» (далее – Закон о нотариате) за совершение нотариусами нотариальных действий и оказание ими услуг правового и технического характера уплачивается нотариальный тариф. Суммы нотариального тарифа за представление электронных документов для государственной регистрации указаны в пункте 331 нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утверждённых постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов».

Если сравнивать ставки нотариального тарифа со ставками государственной пошлины, установленными Приложением 22 к Налоговому кодексу Республики Беларусь, за аналогичные действия, которая уплачивается в случае самостоятельного обращения за государственной регистрацией (как лично, так и через представление электронных документов через портал ЕГР), то разница составляет 10% базовой величины в пользу нотариального тарифа.

Порядок расчётов по оплате нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, регулируется Законом о нотариате, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2013 № 1145 «Об утверждении нотариальных тарифов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами и тарифов на услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов» (далее – Постановление № 1145), а также Порядком расчётов по оплате оказываемой адвокатами юридической помощи, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, тарифов за услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 163.

В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 20 Закона о нотариате расчёты за совершение нотариусами нотариальных действий и оказание ими услуг правового и технического характера осуществляются в следующем порядке: юридические лица перечисляют нотариальный тариф в безналичном порядке; граждане уплачивают нотариальный тариф в безналичном порядке в соответствии с законодательством либо путём внесения нотариусу наличных денежных средств в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Результаты анализа пункта 10 Постановления № 1145 дают нам основание утверждать, что, не выходя из помещения нотариальной конторы (бюро), можно воспользоваться, например, услугами мобильного банкинга и оплатить нотариальный тариф через систему ЕРИП. Данная возможность также способствует значительному сокращению временных издержек для начала собственного дела.

Как это работает.

Предлагаем рассмотреть порядок действий при регистрации коммерческого юридического лица лично учредителем, не исключая возможность обращения и его представителя.

При обращении к нотариусу учредитель должен представить нотариусу следующие документы:

заявление о государственной регистрации по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1»;

устав юридического лица (учредительный договор) в формате .doc, .rtf или .odt.

Заявление о государственной регистрации представляется нотариусу на бумажном носителе. Устав создаваемого юридического лица (учредительный договор) может быть представлен как на бумажном осителе, так и в электронном виде. Заявление подписывается в присутствии нотариуса. На этом заявлении нотариусом производится отметка об установлении личности гражданина, проверке полномочий представителя, которая заверяется подписью нотариуса с проставлением даты.

Заявление может быть подписано и не в присутствии нотариуса, однако тогда подлинность подписи на таком заявлении должна быть нотариально засвидетельствована (часть третья пункта 1993 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63).

Далее нотариусом составляется опись представленных документов в двух экземплярах, которая подписывается нотариусом и учредителем с проставлением даты.

Затем нотариус вносит сведения, указанные в заявлении о государственной регистрации, в форму заявления, размещённую на веб-портале Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, формирует пакет документов, который подписывается электронной цифровой подписью нотариуса и представляется в регистрирующий орган.

О представлении электронных документов в регистрирующий орган выдаётся свидетельство, к экземпляру которого приобщается экземпляр описи представленных заявителем документов. Данное свидетельство составляется в двух экземплярах, один из которых выдаётся учредителю, а второй остаётся в делах нотариуса.

Только после этого нотариус делает запись в реестре для регистрации нотариальных действий.

Далее нотариус согласовывает с учредителем способ, который будет удобен всем для извещения о получении нотариусом от регистрирующего органа:

либо устава юридического лица (учредительного договора), свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а также документа, подтверждающего постановку данного субъекта хозяйствования на учёт в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» (его обособленном подразделении);

либо уведомления о неосуществлении государственной регистрации.

Законодатель предоставил возможность выбрать абсолютно любой способ такого извещения, приведя в пример телефонограмму, СМС-сообщение, использование глобальной компьютерной сети Интернет, в том числе электронной почты, и оставив перечень вариантов открытым.

В следующий визит к нотариусу, который представлял электронные документы для регистрации, учредителям выдаются в одном экземпляре на представленный электронный носитель информации (USB-флеш-накопитель, при наличии у нотариуса технических возможностей – иной носитель информации) полученные от регистрирующего органа электронные документы. При этом нотариус устанавливает личность учредителя или его представителя, проверяет полномочия представителя, о чем производит отметку на хранящемся у нотариуса экземпляре свидетельства. О получении электронных документов учредитель или его представитель расписывается на экземпляре свидетельства, хранящегося у нотариуса.

Необходимо отметить, что в силу пункта 22 Инструкции о порядке представления электронных документов и их рассмотрения регистрирующим органом, утверждённой постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 № 1164, нотариус вправе удостоверить формы внешнего представления электронных документов, полученных из регистрирующего органа, на бумажном носителе в порядке, предусмотренном Положением о порядке удостоверения формы внешнего представления электронного документа на бумажном носителе, утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2010 № 1086. Таким образом, в случае необходимости получения документов на бумажном носителе, учредитель, не покидая нотариальную контору (бюро), может их получить. Важно также отметить, что в соответствии с подпунктом 3.12 пункта 3 Постановления № 1145 физические и юридические лица, в отношении которых нотариусом представлены электронные документы для государственной регистрации, и их представители освобождаются от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий за однократное удостоверение данным нотариусом или нотариусом, выполняющим его функции, формы внешнего представления каждого электронного документа о государственной регистрации на бумажном носителе.

Дальнейшее развитие

Декретом № 1 установлен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, индивидуальных предпринимателей, изменений (дополнений) в учредительные документы, который предполагает, что регистрирующий орган не проверяет достоверность сведений, представленных при государственной регистрации, содержание документов, наличие ограничений на государственную регистрацию. Регистрация осуществляется на основании представленных документов, предусмотренных Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования. Ответственность за достоверность заявленных сведений несут собственники имущества (учредители, участники) юридического лица, руководитель, индивидуальный предприниматель. Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования предусматривает обстоятельства, которые ограничивают их свободу; подписывая заявление о государственной регистрации и приложенные к нему документы, лицо подтверждает, что у него отсутствуют ограничения, предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

На наш взгляд данный принцип, с одной стороны, упрощает регистрацию и ведение собственного дела, а с другой – создаёт возможность для организации лжепредпринимательских структур, от деятельности которых могут пострадать добросовестные участники гражданского оборота.

В связи с тем, что одной из задач нотариальной деятельности является обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов путём совершения нотариальных действий, представляется возможным расширить полномочия нотариуса по проверке сведений, которые Заинтересованные лица указывают в документах, представляемых для государственной регистрации.

Часть сведений (абзацы второй – четырнадцатый части первой пункта 19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования) нотариус может проверить путём получения данной информации из государственных органов и иных организаций, в том числе из автоматизированных информационных систем; сведения о соответствии представленного устава (учредительного договора) либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор), установленным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы должны подтверждаться путём его [устава (учредительного договора)] нотариального удостоверения.

Нам видится, что при таком подходе в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимо создать графу, в которой будут указываться сведения о документах, на основании которых совершена та или иная запись. Так, в случае предложенной проверки, информация в такой графе может выглядеть следующим образом: «сведения внесены на основании заявления, подлинность сведений в котором проверена нотариусом Минского городского нотариального округа Янович Яной Яновной 01.01.2018».

Предложенный вариант не является обязательным, а может быть представлен в качестве альтернативы уже существующим, так как он более время- и трудозатратен. Однако работа с такими контрагентами наверняка будет вызывать меньше тревог и опасений, что в какой-то момент государственную регистрацию вашего контрагента признают недействительной.

Также перспективным нам видится введение нормы о фиксации нотариусом изменения состава участников юридических лиц (выход из состава участников; продажа доли в уставном фонде) с направлением данной информации в регистрирующий орган. Данная норма будет, с одной стороны, направлена на гармонизацию законодательства в рамках ЕАЭС, с другой – на реализацию возложенной на нотариат задачи по обеспечению защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, государственных интересов. Фиксируя и удостоверяя предложенные факты, нотариус защищает права участников гражданского оборота и предотвращает возможность нарушения законодательства (а именно части первой пункта 22 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования; статьи 23.64 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Защита государственных интересов, на наш взгляд, видится в укреплении правопорядка в данной сфере и поддержании сведений, содержащихся в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в актуальном состоянии.



http://www.doingbusiness.org/en/data/exploreeconomies/belarus




Возврат к записям автора

Возврат к списку

версия для печати